Помочь храму

Давайте построим храм общими усилиями!

ГлавнаяО храме

О храме

Дорогие братья и сестры!
Приветствуем вас на нашем новом сайте, который еще разрабатывается, а значит, информация пока неполная, за что приносим свои извинения.

    • На данный момент строительство временного храма, практически завершено, однако
    • необходимо провести внутренние работы, подвести инженерные коммуникации, теплоснабжение. Финансирование осуществляется за счет средств жертвователей. В связи с чем, просим всех желающих откликнуться и помочь общему делу в строительстве нашего с вами храма.
    • Организован сбор средств на строительство временного дома причта и воскресной школы для нашего с вами прихода, который с Божией помощью возрастает и имеет потребность в дополнительных помещениях
    • Реквизиты для перечисления указаны на странице — ПОМОЩЬ ХРАМУ.
    • Храм Святого праведного Алексия, пресвитера Московского (Мечёва) строится по программе «200 храмов».19 декабря 2012 года  Правительством Москвы был утвержден градостроительный план, по которому предусмотрено возведение православного храмового комплекса по адресу: Москва, 3-й Нижнелихоборский проезд, владение 1.
    • В 2012 году указом Его Святейшества было учреждено Патриаршее подворье храма святого праведного Алексия Московского.26 декабря 2012 года указом Его Святейшества настоятелем храма святого праведного Алексия Московского был назначен клирик храма свт. Иннокентия Московского Николай Фатеев.2 февраля 2013 года состоялось первое собрание новообразованной общины храма. Отец Николай ознакомил собравшихся с указом Патриарха и постановлением Правительства об учреждении нового храма на 369 мест. За каждым членом общины была закреплена своя область деятельности, в которой он мог помочь общему делу. Также намечен обширный план работ, включающий подготовку и регистрацию всех необходимых документов на землю и строительство.


Духовенство

Иерей Николай Фатеев, день ангела — 22 мая

настоятель храма Святого праведного Алексия, пресвитера Московского

— Отец Николай, Вы пришли в Церковь в годы перестройки. Расскажите, что творилось тогда в умах обычных советских людей? Как они жили, как относились к Православию?
— Тогда для советских людей церковная тема была таинственной, потому что церквей было мало. Ищущая нового интеллигенция с энтузиазмом потянулась в открывающиеся храмы. Новое духовное пространство помогало понять, осознать себя, постигая учение Христа. Многие мои знакомые обратились к вере. В частности, мой коллега, с которым мы работали в конструкторском бюро, стал впоследствии священником. Те, кто искренно желал Бога, укрепились в Православии, хранят свою веру и развиваются. Те, кто воспринял тогда Православие как новизну, посмотрели, и остались стоять на месте. Кто не ленится, тот идет вперед, а кто не желает трудиться над своей душой — закосневает. Тема Церкви была совершенно закрытой. Я хотел прочесть Священное Писание, и для этого мне пришлось брать направление райкома комсомола, чтобы записаться в Ленинскую библиотеку. Там я с большим трудом выпросил Евангелие. Каталогизатор не хотела мне его выдавать, говорила: «Товарищ, почитайте наших апологетов атеизма. Зачем Вам нужны эти старинные книжки? Лучше почитайте советскую классику, религиозных или атеистических мыслителей. Зачем Вам Евангелие надо читать?». Я многократно настаивал, чтобы мне выдали то, что я прошу, потому что это мое право. Все, что находится в открытом фонде библиотеки, я могу свободно использовать. И вот, в тишине читального зала Ленинской библиотеки, среди людей изучающих разные научные работы, я читал Евангелие от Матфея и постигал духовную радость. Я был в полнейшем восторге! В открытом доступе не было никакой духовной литературы. Когда я стал ходить в храм, одна прихожанка дала мне репринтное издание житий святых месяца февраля, как сейчас помню. Я там читал о мученике Трифоне – 1 февраля. Настолько интереснейший был для меня пласт! Нам же предлагали в институте учить классиков марксизма, делать конспекты Маркса, Энгельса, Ленина, представляете? Нужно было сдавать научный коммунизм, это был обязательный предмет. И религия стала для меня тогда очень живой, интересной темой. Как и в древности: Господь явился Израилю и Симеон сказал Пресвятой Богородице: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2,34-35) — и также, когда вера вдруг открылась многим людям, она стала доступна, свободна и невозбранна, и можно было ее исповедовать, то и открылись сердца. Кто желал постичь Истину, служить Богу, предался этому делу и до сей поры продолжает. Кто просто хотел посмотреть, послушать слова мудрости, но не хотели менять себя, те вернулись к своим прежним занятиям, так и продолжают наблюдать, но ничуть не стремятся к духовному деланию. Все как в первые века христианства, во дни первого пришествия Христа. Как сказал премудрый Соломон: «Что было, тожде есть, еже будет» (Еккл. 1, 9).

— Как, на Ваш взгляд, отличаются ли верующие  конца восьмидесятых – начала девяностых от современных верующих?
— Они какие были, такие и остались. Верующие первых веков, восьмидесятых годов прошлого века и нынешние – такие же верующие, которые искренно желают служить Богу всеми своими силами и талантами, желают украсить свою душу добрыми делами. Вера же, она в сердце человека, а сердце оно неизменно. «Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их» (Пс. 32,15) – то есть единым Творцом созданные сердца. И те же самые плоды произрастают в сердцах наших современников: добродетели и всякие духовные радости.

— Что Вам ярче всего запомнилось из первых лет служения в священном сане?
— Сложно сказать. С каждым годом служения появляется что-то новое. Как дерево растет и на нем с каждым годом появляются новые ветви. И всякий человек, служащий Богу, растет, изменяется. Как старшекласснику галочки и крючочки, которые он писал в прописи, кажутся пустяком, а для первоклашки это нужно и важно. Так и служение в священном сане: что-то мне казалось вначале очень сложным: постижение богослужения, точное исполнение богослужебного устава и церковного обихода, а сейчас это кажется настолько простым — ну как об этом можно беспокоиться? Так легко все и просто. Сейчас — Господь благословил заниматься строительством храма и мне тоже кажется, что это так сложно, а пройдет время и все уже станет просто. Я вижу, что всегда Господь помогает, умудряет, подсказывает и милость Его безмерна.

— Как Вы узнали о своем назначении настоятелем будущего храма? Это стало для Вас неожиданностью?
— Отчасти это было неожиданностью, потому что мне никто ничего не говорил. Просто что-то спрашивали, анкеты дополнительные, фотографии, и только потом, когда меня пригласили и вручили указ, я узнал, на каком участке будет находиться храм и в честь кого он будет назван.  Как-то, во время моего дежурства, в храм позвонили и пригласили меня явиться в Патриархию. Для чего — не сказали. Когда я приехал, протоиерей Владимир Диваков вручил мне указ о назначении меня настоятелем строящегося храма, рассказал о том, как он восстанавливал свой храм. Я пока не чувствую себя настоятелем. Настоятельство сродни отцовству. Мало родиться ребенку, надо его еще и воспитать, пережить его болезни и только тогда ты поймешь, что ты – папа. При рождении ребенка ты лишь номинально отец, а де факто – становишься только в процессе воспитания. Так и в строительстве храма. Моя основная деятельность сейчас — приходское служение и окормление тех людей, которых мне Господь посылает, это наиважнейшая моя задача в любое время, при любых обстоятельствах, ну, а между службами я занимаюсь вопросами по строительству храма.

— Какими качествами должен, по Вашему мнению, обладать настоятеля прихода?
— Царь Давид был избран правителем израильского народа Богом за незлобие свое. Незлобивому и кроткому Давиду Господь пособлял. И так в псалмах интересно сказано: «От доилиц поят eго пасти Иакова раба Своего и Израиля достояние Свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть» (Пс. 77, 71-72). Я думаю, что незлобие – это одно из тех качеств, которое должно быть у любого руководителя. У нас очень много поводов обижаться, злиться, а мы, несмотря на всякие невзгоды, должны хранить доброту, мир и доброжелательность.

— С какими трудностями Вам уже пришлось столкнуться при строительстве храма?
— Я еще и не знаю этих трудностей. Пока мы собрали актив, общину. Но как сказал пророк: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Поэтому главное, чтобы была воля Божия в строительстве храма. Мы же будем молиться и делать свое дело.

— Остается ли у Вас время для проведения его с семьей?
— Cвященник – человек, который во многом себе не принадлежит. И хотя очень много времени посвящено служению, но и обязанностей по воспитанию детей с меня никто не снимал. Поэтому хоть время есть, хоть его нет, домочадцы, дети вторгаются в жизнь папы бесцеремонно, не спрашивая разрешения. Они берут за руку и требуют внимания, участия, выслушать, посоветовать. Либо почитать сказку, помочь сделать уроки, погулять на улице.

— Ощущаете ли Вы духовную поддержку от кого-либо?
— Всегда. Радость служения приходит в сердце и от Бога, и от людей. Когда священник служит на  приходе, он молится за своих прихожан, а прихожане молятся за священника. Я многократно испытывал эту поддержку, когда бывает помощи ждать неоткуда, а она приходит. Или когда просто добрым словом люди могут ободрить и тем, что дела, которые священник делает для них, им очень важны, они говорят об этом, благодарят. Эта благодарность передается из сердца в сердце. Либо когда просят вместе помолиться, т.е. когда людям необходимо служение священника. Видя это чувствуешь, что Господь укрепляет. В другой раз устал бы уже, а силы вновь появляются. Когда делаешь нужное для людей, забываешь о своей немощи.

— Кем является священник для прихожан? В чем заключается главная цель его служения?
— Каждый прихожанин сам определяет, кто для него священник. Господь сказал: «По вере вашей будет вам» (Мф. 9, 29). Одни священники видят поставленного церковного чиновника, другие — своего духовника, отца и понимают, что Господь может через его молитву направить их к спасению, помочь духовно возрастать, постигать Бога вместе, за руку идти к Богу. Вот во время крещения священник водит за руку крещенного вокруг купели. Это образ из жизни: священник ведет человека к Богу. Если христианин желает, чтобы священник вел его к Богу, то и к словам его относится со вниманием и к самому священнику относится как к духовному помощнику, наставнику. У кого какое сердце. Так же и Христа одни видели пророком, другие Господом, третьи – обманщиком, льстецом. И в дни наши служителя Христова видят в зависимости от сердца человеческого.

— Какова, по-Вашему, должна быть роль Церкви в жизни современного православного?
— Церковь как корабль, которым люди переплывают житейское море. Если корабля не будет, люди потонут. Без Церкви тяжело исполнять заповеди, жить в мире и хранить душу в чистоте. Церковь для всякого верующего всегда являлась маяком, показывающим, какие дела угодны Богу и учат исполнять данные Им заповеди. Живущие в Церкви люди являются примером соединения жизни и заповедей Божиих.   Роль ее в жизни каждого – быть матерью, питать человека Святыми Тайнами, укреплять его душу. Понимаешь, что надо делать, а не хочется. Знаешь, что надо смирять себя, а не хочется. Осознаешь, что гордость – грех, а не хочется избавляться от нее, хочется считать себя всегда правым, правильным, совершенным. Церковь помогает человеку взглянуть на себя изнутри, увидеть недостоинства и найти силы к исправлению своей жизни. В Церкви человек открывает душу Богу, как сказано в Писании: «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне» (Пс. 36, 5-6). Сам Господь тем, кто открыт сердцем, всегда исправляет путь к радости. Как полуденное солнце в зените всем светит, так открытый Богу сердцем человек будет Богом возведен светить ближним своим, и Сам Господь его укрепит и возрадует.

Беседовала Светлана Гапонова.

О строительстве храма святого праведного Алексия Московского в Бескудниково и первой Литургии рассказал его настоятель иерей Николай Фатеев

― РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О МЕСТЕ, НА КОТОРОМ БУДЕТ РАСПОЛАГАТЬСЯ ХРАМ. ЗДЕСЬ КРУГОМ КРУПНАЯ ТЕХНИКА, БЕТОН. СРЕДИ ЭТОГО ВСЕГО БУДЕТ СТОЯТЬ ХРАМ?

― Мы находимся на территории автопредприятия, которое раньше размещало здесь автоколонну, а теперь стало сдавать в аренду свободные участки для различных организаций. Решением Правительства Москвы часть участка автопредприятия была передана под устройство природного комплекса и строительство храма. Автопредприятие, конечно, недовольно соседством с нами и оспаривало это решение в арбитражном суде. Дело в том, что на территории, которая теперь принадлежит храму, размещалось несколько арендаторов. И предприятие, сдававшее им территорию, терпит убыток. Суды длились в течение полутора лет, и, в конечном итоге, было принято решение оставить эту территорию нам.

У нас здесь пустынька. Территория храмового комплекса находится несколько в отдалении от городской суеты, но в то же время есть хорошее пешеходное сообщение, и храм будет располагаться в шаговой доступности от жилого сектора. В будущем здесь планируется создать парковый комплекс, в черте которого и будет располагаться храм.

― ПОЧЕМУ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ПОСТРОИТЬ ЗДЕСЬ ХРАМ? НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО В ОКРУГЕ ЕСТЬ ДВА ХРАМА, ИЗ-ЗА БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ ТРЕБУЕТСЯ ЕЩЕ ОДИН?

― Ближайшие отсюда ― храм святителя Иннокентия Московского, но до него неудобно добираться, и храм Георгия Победоносца на Академической улице. А этот жилой массив по ул. Линии Октябрьской железной дороги и неподалеку от Дмитровского шоссе нуждается в еще одном храме.

На Пасху прихожане повесили объявления о том, что на территории строящегося храма будет проводиться освящение куличей. И вот в Светлую Субботу в течение двух часов к нам пришло около 80 человек. Для первого раза это неплохое количество, тем более что объявления провисели всего два дня.

― ВЫ СКАЗАЛИ, ОБЪЯВЛЕНИЯ РАЗВЕСИЛИ СИЛАМИ ПРИХОЖАН. ЗНАЧИТ УЖЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПРИХОД?

― Да, уже формируется. Господь посылает людей. Вот сегодня здесь Елена, прихожанка храма святителя Иннокентия Московского, она помогает нам по бухгалтерии, вот уже на протяжении трех лет готовит финансовые отчеты в Патриархию. Делает всё очень грамотно, быстро и безвозмездно. Знаете, Господь посылает помощников в нужное время и нужной специальности. Вот, например, раб Божий Алексей помогает по строительству: сам работает на нашем участке, организует рабочих, следит за ними и за расстановкой техники, также помогал завозить фундаментные блоки для временного храма. Кстати, мы временный храм ставим на точке, с которой его будет видно со всех сторон, потому что одна из наших проблем ― это то, что нас трудно найти, жителей смущает забор автобазы, и они проходят мимо.

― КАКОВЫ РАЗМЕРЫ ВРЕМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО ХРАМОВ?

― Временный храм будет на 90 кв. метров. Постоянный храм должен быть площадью примерно 260 кв. м. и рассчитан на 369 человек.

Господь очень промыслительно устраивает всё, что происходит в жизни каждого человека. Вот неподалеку от нас с Вами стоят наши соседи. Они тоже арендовали раньше эту территорию для стоянки, теперь на этом месте располагаемся мы, но мы их пригласили сотрудничать, и они безвозмездно помогают нам с транспортировкой грузов. Доставка стройматериалов обходилась бы нам очень дорого, но Господь послал нам такую помощь.

― ПОЧЕМУ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ СТРОИТЬ ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРАВЕДНОГО АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА?

― Это решение принимается на уровне викариатства, но думаю, что выбор связан с широким почитанием праведного Алексия. Кстати, у нас есть прихожанка, которая крестилась в храме святителя Николая в Кленниках, где когда-то служил праведный Алексий Мечев, и долгое время ездила туда. А когда она услышала, что рядом с ее домом начинается церковная жизнь, рассказала об этой радости настоятелю. И тот ей сказал, чтобы она прилепилась к нашему будущему храму. Теперь она наша прихожанка, помогает, дежурит в нашей церковной лавке.

― РАССКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО ЗА ДЕЖУРСТВА?

― На храмовой территории мы поставили сторожку, где наши прихожане ежедневно, сменяя друг друга, дежурят: принимают от населения записки, запросы на требы, рассказывают о жизни общины.

Домик нам пожертвовал отец Михаил Дудко, настоятель храма святителя Иннокентия Московского.

А вот недавно мы стали совершать Литургии. На праздник святого праведного Алексия Московского мы попробовали, и Господь помог нам в этом начинании.

― Я КАК РАЗ ХОТЕЛА СПРОСИТЬ ВАС ОБ ЭТОМ. КРУГОМ СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, НА МЕСТЕ ВРЕМЕННОГО ХРАМА ПОКА ТОЛЬКО ФУНДАМЕНТ. ГДЕ ВЫ СОВЕРШАЛИ ЛИТУРГИЮ, СТАВИЛИ ПРЕСТОЛ?

― Вот видите, ничего непонятно (улыбается), сейчас я вам расскажу. Вот наш крест ― это первое место, где мы начали молиться ― сначала мы служили молебны. Сейчас мы совершили уже две Литургии, было 15 причастников, для нас это очень отрадно. Так вот, рассказываю, где маскируется наш «походный» алтарь. Видите, вон те деревянные ворота, похожие на амбарные? Если посмотрите в щелочку, увидите там Престол. Между двумя бытовками мы сделали крышу, от дождя настелили непромокаемую ткань, поставили ворота и на время Литургии их открываем. Прихожане стоят под открытым небом, и мы молимся под сводом небес. Вот такая «походная» церковь теперь есть у нас. Пока погода позволяет молиться под небом, а к холодам надеемся с Божией помощью перебраться во временный храм. Дело в том, что временный храм тоже недешевое удовольствие, поэтому мы решили пойти таким необычным путем. Ведь главное начать служить Литургию, тогда появляется полноценная приходская жизнь.

― ОТКУДА БЕРЕТЕ СРЕДСТВА?

― С миру по нитке. В храме святителя Иннокентия Московского мы распространяем листки с указанием расчетного счета нашего храма, и прихожане перечисляют средства на строительство. На эти средства мы закупили материал, и немного осталось на оплату труда рабочих.

Также Преосвященный владыка Парамон организует сбор средств на строящиеся храмы со всего викариатства. В определенный день во всех храмах викариатства собираются средства на какой-то определенный храм. Это древняя традиция, когда храмы строили всем миром.

По мере возможности нам помогает муниципальная власть. Управа Тимирязевская выделила лавочки, обещает привезти детскую площадку.

Проект временного храма нам безвозмездно сделала одна проектно-строительная компания по моим эскизам. А строительные работы по нему мы реализуем вместе с прихожанами под присмотром ее представителя. В целях экономии приходится многое делать силами прихожан-строителей.

― НО ВЕДЬ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ― СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, ЧТОБЫ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ, НУЖНО УМЕТЬ.

― Просто я проектировать люблю с детства. Раньше я занимался проектированием различной техники в конструкторском бюро, поэтому это дело для меня привычное. Моя светская профессия ― инженер-конструктор. Богу угодно, чтобы храм строился усердием многих людей, которые отдают свои кровно заработанные средства. Когда храм построен всем миром, тогда он будет всем дорог. А если он построен кем-то без участия паствы, это не так интересно. Когда люди радеют за строительство, молятся о том, чтобы стены храма поскорее были возведены, тогда образуется единый дух, община, приход. Это очень важно ― самому приложить руку к строительству нового храма.

― СЛУЧАЕТСЯ ЛИ ВАМ БОРОТЬСЯ С УНЫНИЕМ?

― Этого не избежать. Иногда думаешь, где же взять силы, средства? Но, как говорил премудрый Соломон: «Пройдет и это». А царь Давид говорил:

«Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой».

Все через это проходили: и цари, и пророки, все были в таком состоянии, но они это бороли молитвой, верой и надеждой на Бога.

Сейчас уже многое пройдено. Меня поставили на строительство этого храма в 2012 году. Мы начинали молиться с прихожанами, но после нескольких молебнов арендаторы закрыли территорию на замок. И поскольку решение суда еще не было принято в нашу пользу окончательно, мы не стали спорить. Ну, а когда всё было определено, мы уже смело входили на свою территорию и служили молебны. Тогда здесь была огромная куча мусора, его продолжали свозить сюда, и когда мы служили молебны, нам практически под нос сваливали очередную порцию, на что мы говорили: «Спаси Господи!» Я это место даже однажды сравнил с Иерусалимом. Ведь на месте Иерусалимского храма была городская свалка, чтобы это место было безвозвратно забыто. И только при царе Константине то место очистила и освятила его мать ― царица Елена. Теперь и мы с прихожанами вычищаем это место от мусора и вымаливаем как можем. Так и спасаемся.

Отовсюду к нам есть пешие пути. Как раз напротив нас на возвышении проходит железная дорога. Под ней сделаны пешеходные переходы, так что жилой массив, который расположен за железной дорогой, не будет отрезан от возможности посещать наш храм. Вот видите «Сапсан» прошел. Очень приятно, когда молишься, любоваться достижениями современной техники, приветствовать их. Когда на прошлой Литургии я вышел с Чашей с возгласом: «Вас и всех православных христиан…», пролетал поезд Москва ― Санкт-Петербург, и я после службы говорю отцу диакону:

«Сегодня целый поезд благословил».

Вот какое у нас уникальное место! Во всём надо искать хорошее. Ведь недостатки можно найти всегда и впасть в уныние, а если посмотреть на жизнь другими глазами, увидишь, как много радости вокруг. Вот наши соседи ― коммунальные машины «Жилищник», они тоже арендуют территорию, казалось бы, чего хорошего? А они нам территорию моют. И вот перед тем, как ставить фундамент, я попросил помыть место под него. И машины тут разъезжали, смыли всю листву и мусор, и храм был поставлен на чистое место.

Храм, как ребенок. Когда он растет, время тянется долго, и хочется, чтобы оно поскорее прошло, чтобы дети поскорее выросли. А когда они вырастают, понимаешь, как было хорошо и просто. Так и с храмом. Сейчас трудности со строительством, с бетонным покрытием, в котором придется вырезать проемы для того, чтобы посадить цветы, кустарники и деревья. А потом начнутся платежи за коммунальные услуги, обустройство внутреннего убранства и так далее. Жизнь многообразна, и за все в ней нужно благодарить и славить Бога.

Беседовала Елена Варова

Адрес храма в честь святого праведного Алексия, пресвитера Московского, в Бескудниково: 127238, Москва, 3-й Нижнелихоборский проезд, вл. 1.

Цитата дня

Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это - суета! О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?" Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих - разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано? И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это - суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё - суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это - суета! И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем, потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое! Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это - суета! Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это - от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это - суета и томление духа! Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий. Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить,- и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было,- и Бог воззовет прошедшее. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там". Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него? И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. "Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?" И это - суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется. Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это - суета и томление духа! Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают. Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: "это - ошибка!" Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих? Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов,- много суеты; но ты бойся Бога. Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший; превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его. Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это - суета и тяжкий недуг! Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. Он даже не видал и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место? Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается. Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка, умеющего ходить перед живущими? Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это - также суета и томление духа! Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти - дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета! Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею. Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других. Все это испытал я мудростью; я сказал: "буду я мудрым"; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко - глубоко: кто постигнет его? Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия,- и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею. Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим. Чего еще искала душа моя, и я не нашел? - Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел. Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется. Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом. Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать. Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: "что ты делаешь?" Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему? Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему. Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это - суета! Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета! И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днем, ни ночью не знает сна,- тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого. На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их - в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним. Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую. По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. Есть зло, которое видел я под солнцем, это - как бы погрешность, происходящая от властелина: невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. Слова из уст мудрого - благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его - глупость, а конец речи из уст его - безумие. Глупый наговорит много, хотя человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него? Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город. Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом. Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро. Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая - пересказать речь твою. Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет. Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет,- суета! Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность - суета. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!" доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; - доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. Суета сует, сказал Екклесиаст, всё - суета! Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно. Слова мудрых - как иглы и как вбитые гвозди, и составители их - от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
Праздники в этом месяце